Яндекс.Метрика

educam.ru

educam.ru

Как ездить на машине

Самоучитель для начинающего водителя

Основные системы автомобиля

  Чтобы быстрей научиться водить машину необходимо узнать, как устроен автомобиль, и почему он ездит.

Автомобиль – это техническое устройство, приводимое в движение двигателем. Автомобиль является  транспортным средством, предназначенным для перевозки людей на любые расстояния, а конкретно – от “двери до двери”. Управляется самим человеком. Далее, я сделал краткое описание устройства основных систем  автомобиля.

   Начнем с того, что  для того, чтобы двигатель работал исправно и продуктивно, а мы могли бы управлять движением автомобиля, придуманы технические системы:

система охлаждения

системы смазки

· система тормозов

· рулевая система

система электроснабжения автомобиля

и еще, это винтики, пружинки, болты, гайки, шестеренки, валы и, в общем, множество всяческих «фиксиков».

 

⁠Система охлаждения двигателя

Всем известно, что сердце автомобиля это двигатель и это главный агрегат, который совершает работу по его передвижению. Согласно закону физики, тело, которое совершает работу, нагревается и для его нормальной работы требуется охлаждение. Чтобы он не перегрелся, предусмотрена целая система охлаждения.
Раньше, двигатели охлаждались естественным воздушным охлаждением и были менее мощными и менее динамичными.

Чтобы увеличить ресурс и КПД двигателя, была придумана система охлаждения двигателя. Когда цилиндры двигателя стали находиться, буквально, в ванне с охлаждающей жидкостью, мощность, обороты и, естественно, динамика возросли в разы. Система охлаждения состоит из радиатора, вентилятора, различных трубопроводов и расширительного бачка. Внутри картера двигателя проходят специальные каналы, благодаря которым, охлаждающая жидкость охлаждает рубашки цилиндров. Следите и своевременно добавляйте жидкость до положенного уровня в расширительном бачке.

 

Устройство системы охлаждения ЛАДА Калина

1 – Шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя ( обогревателя, “печки”)

2 – ⁠Шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя ( обогревателя, “печки”)

3 – Шланг, подводящий охлаждающую жидкость к трубе насоса.

4 – Шланг расширительного бачка.

5 – Расширительный бачек.

6 – Пароотводящий шланг от радиатора двигателя

7 – Термостат

8 – Шланг подвода жидкости к дроссельному узлу.

9 – Шланг подвода жидкости к радиатору двигателя.

10 – Шланг отвода жидкости от радиатора двигателя.

11 – Радиатор охлаждения двигателя.

12 – Пробка сливного отверстия радиатора двигателя.

13 – Электровентилятор радиатора двигателя.

14 – Насос охлаждающей жидкости.

15 – Подводящая труба насоса охлаждающей жидкости.

16 – Шланг отвода охлаждающей жидкости из дроссельного узла

 

Система смазки

 Но мало охладить трущиеся детали. Чтобы максимально снизить трение деталей, необходима соответствующая  смазка. Внутри двигателя, бешено и под нагрузкой вращаются рабочие детали это поршни, шатуны и сама основа двигателя – это каленвал. И все это требует обильной смазки.   Для этого тоже придумана система – система смазки трущихся частей маслом под давлением. Давление масла в двигателе создается при помощи масляного насоса, оборотами самого двигателя. Таким образом, чем выше обороты, тем должно быть выше давление масла.

Давление масла в двигателе должно образовываться, уже, при запуске двигателя. То есть, уже тогда, когда мы только начинаем вращать коленвал, при помощи стартера. Иначе, даже при малейшей задержке подачи масла, могут образоваться небольшие царапинки – задиры или потертости на шейках коленвала и шатунных вкладышах. Это грозит тем, что при больших оборотах, они превращаются уже в канавы и щели, при которых, смазки уже не хватает и давление масла падает, а двигатель просто заклинит. За давлением масла в двигателе следят датчики, а вам надо следить за показанием датчиков.

Уровень масла в картере проверяется вручную при помощи встроенного щупа. Датчик давления масла показывается в виде нарисованной масленки с подсветкой красного цвета. Меняйте масло согласно инструкции по техническому обслуживанию вашего автомобиля.

Система электроснабжения автомобиля

Электричество на автомобиле берется от электрической батарейки называемой аккумулятором, а аккумулятором она называется потому, что накапливает и сохраняет электрическую энергию вырабатываемую генератором тока.   Автомобильный генератор тока, если сказать проще, это преобразователь оборотов двигателя в электричество или, по-другому, преобразует механическую энергию в электрическую.

Генератор связан с двигателем ременной передачей и таким образом при работе двигателя он, периодически, заряжает аккумулятор до нужного напряжения автомобильной сети. Обычно на легковых автомобилях это 12 вольт. Этого хватает для обеспечения работы всех электроприборов и освещения автомобиля. Но если вы вдруг захотель установить на свой автомобиль сабвуфер или армейские прожекторы, то учтите, что двигатель будет работать только на них, а не на движение автомобиля.

Аккумулятор и генератор не рассчитаны на лишние потребители, а значит генератор будет постоянно в работе, что будет забирать у двигателя львиную долю мощности, а это скажется на расходе топлива и на аккумуляторе. Если аккумулятору не будет хватать подзарядки от генератора, то он быстро выйдет из строя. Мало того, если не будет хватать в бортовой сети напряжения, то электронные системы, которые отвечают за работу двигателя, начнут глючить, а то, и совсем выйдут из строя. Конечно, это может произойти не сразу, но поверьте, это происходит часто, особенно зимой.

 

⁠Контрольные приборы

Значки, которые обозначают ту или иную систему, на всех автомобилях одинаковые, это называется “евростандарт”.

При повороте ключа зажигания в первое положение, загораются контрольные лампочки всех основных систем автомобиля:

⁠Щиток приборов Лада Калина

 

  • 1 – Тахометр.
  • 2 – Контрольная лампа заряда аккумулятора.
  • 3 – Левый поворот
  • 4 – Спидометр.
  • 5 – Контрольная лампа аварийного давления масла в двигателе.
  • 6 – Правый поворот.
  • 7 – Контрольная лампа включения стояночного тормоза (ручника).
  • 8 – Указатель температуры охлаждающей жидкости
  • 9 – Указатель уровня топлива в баке
  • 10 – Контрольная лампа резерва топлива
  • 11 – Кнопка сброса счетчика суточного пробега и установки часов.
  • 12 – Контрольная лампа включения аварийной сигнализации.
  • 13 – Контрольная лампа неисправности усилителя рулевого управления.
  • 14 – Дальний свет фар.
  • 15 – Наружное освещение.
  • 16 – Подушка безопасности.
  • 17 – Иммобилайзер
  • 18 – Маршрутный комьютер указывает:
  1. суммарный и суточный пробег автомобиля,
  2. температура наружного воздуха,
  3. текущее время,
  4. время в пути,
  5. мгновенный и суммарный расход топлива,
  6. запас хода на остатке топлива.
  • 19 – Контрольная лампа не пристегнутого ремня безопасности водителя.
  • 20 – Контрольная лампа аварийного состояния рабочей тормозной системы.
  • 21 – Контрольная лампа износа тормозных колодок
  • 22 – Контрольная лампа неисправности АБС (анти-блокировочная система тормозов если установлена).
  • 23 – Контрольная лампа неисправности систем управления двигателем.

⁠ При запущенном двигателе, все эти контрольки должны погаснуть, что говорит об исправности жизненно необходимых систем автомобиля. При этом во всех системах нужно поддерживать определенные уровни необходимых жидкостей. Для этого необходимо поднять капот и разобраться, где какая жидкость и какое количество заливается, при помощи руководства по эксплуатации данного автомобиля. Не надо стесняться спрашивать тех кто знает. Даже просто возьмите и обратитесь на любую станцию тех. обслуживания. Там вам бесплатно расскажут и покажут куда, сколько, и какой жидкости необходимо заливать для поддержания исправной работы всех систем автомобиля. Просто ваша задача контролировать допустимые уровни, особенно в старых автомобилях с существенным пробегом или восстановленных после аварии.

Читайте так же:

Тормозная система

Органы управления

Работа двигателя автомобиля

Инструкция по эксплуатации автомобиля

Технические характеристики автомобиля

Надежность автомобиля

На главную