Яндекс.Метрика

educam.ru

educam.ru

Как ездить на машине

Самоучитель для начинающего водителя

Сцепление автомобиля

Сцепление – это элемент трансмиссии. Работа сцепления обеспечивает плавную передачу крутящего момента  двигателя на ходовую часть автомобиля,  так сказать: миссия работы двигателя транспортируется   к колесам, отсюда и название всех участвующих в этом механизмов – «ТРАНСМИССИЯ». «Трансмиссия» состоит из коробки передач, механизма сцепления и приводов на колеса.

Работа сцепления

%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%

Здравствуйте, друзья! Продолжим разбираться с устойством автомобиля и, как работают его рычаги управления.Один из самых основных рычагов – это педаль сцепления.

Как работать педалью сцепления

⁠⁠1 – направляющая втулка выжимного подшипника; 2 – первичный вал коробки передач; 3 – поводок троса; 4 – рычаг вилки выключения сцепления; 5 – втулка оси вилки; 6 – нажимной диск в сборе (корзина); 7 – ведомый диск; 8 – маховик; 9 – педаль сцепления; 10, 11, 12 – механизм автоматической регулировки длины троса; 13 – выжимной подшипник; 14 – трос сцепления; 15 – упор троса 
 

Что происходит, когда мы нажимаем педаль сцепления. 

 
 Нажимаем педаль сцепления (9), в этот момент происходит натяжение троса сцепления (14), что приводит в движение вилку выключения сцепления (4), вилка вращается на втулке оси (5). Вилка давит на выжимной подшибник (13), который в свою очередь, нажимает лепестки в корзине сцепления (6), а лепестки связаны непосредственно с  нажимным  диском, который находится внутри корзины (его на рисунке не видно, но он там). Корзина болтами  крепится к маховику (8), а маховик жестко связан  с коленвалом двигателя и всегда вращается при работающем двигателе. Изначально нажимной диск прижимает ведомый диск (7)  к маховику. Ведомый диск  находится между корзиной и маховиком на шлицах первичного вала коробки передач (2) и когда педаль сцепления отпущена ведомый диск зажат, тем самым обеспечивает сцепление двигателя с коробкой передач, а далее со всей ходовой частью. При нажатии педали(9) вилка  сцепления давит на выжимной подшипник, тот, в свою очередь, давит на лепестки корзины, а они связаны с ведущим нажимным диском, который освобождает ведомый диск (7) и сцепление двигателя с колесами отключается. 
%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%

 Механизм сцепления

 Механизм сцепления, один из самых главных элементов трансмиссии. Благодаря механизму сцепления, вождение, да и движение автомобиля становится наиболее предсказуемым и управляемым в плане скоростного режима.

Сцепление состоит из двух дисков:

  • один диск ведущий и жестко связан непосредственно с   коленвалом  двигателя  и всегда вращается при работающем  двигателе
  • второй диск ведомый, он  исполняет “роль” связного и расположен на шлицах первичного  вала коробки передач.

Таким образом, один диск связан с двигателем, другой связан с коробкой передач, а далее, с колесами. Это упрощенное описание механизма сцепления, более подробное описание – это уже для слесарей.

Педалью сцепления мы и управляем ведущим  диском
Само слово – сцепление говорит само за себя. При отпущенном положении педали сцепления, диски находятся в сцепленном состоянии, а значит, двигатель соединен с ходовой частью автомобиля.
Когда мы нажимаем педаль,  то подвижный – ведущий  диск освобождает ведомый диск – они расцепляются, сцепление выключается. И наоборот, когда педаль отпускаем, при помощи  пружин, ведущий диск прижимает ведомый к маховику, диски соединяются, а далее, под действием трения, ведущий диск начинает вращать ведомый,  и  происходит сцепление двигателя с коробкой передач, а далее, посредством различных приводов – с колесами.

Вы должны усвоить, что при частых нагрузках на сцепление, диски быстро изнашиваются  под действием интенсивного трения.

Так что сцепление нужно беречь.

Поэтому вам надо научиться, как можно качественней  работать сцеплением и стремиться, как можно меньше времени допускать пробуксовку дисков сцепления и в тоже время не допускать резких  включений сцепления, что может привести к поломке дисков, перегрузке двигателя и других частей трансмиссии.

При выключенном сцеплении  автомобиль стоит, колеса не вращаются, а работающий  двигатель совершает обороты.
Когда отпускаем сцепление, мы начинаем тормозить двигатель и, как следствие передачи энергии, обороты двигателя  передаются на колеса, и автомобиль начинает движение.
Для интереса, можно заглянуть под капот при работающем двигателе и там можно увидеть вращающиеся части. Это наглядный пример оборотов двигателя, вот этими оборотами мы и будем управлять педалью «газа». Эти же обороты передаются на колеса.
При быстром отпускании  педали сцепления, на двигатель произойдет резкая нагрузка, и он заглохнет, а сцепление может выйти из строя.
Чем медленнее вы будете отпускать педаль сцепления, и давать, тем самым, пробуксовку между дисками сцепления, тем плавнее будут передаваться обороты двигателя на колеса, все основано на законах трения.
Если вы,вдруг, передумали трогаться или увидели помеху для движения, надо немедленно нажать педаль сцепления и тормоз. Произойдет отключение тяги двигателя от колес и автомобиль остановится. Отключение будет происходить столько времени, сколько вы будете нажимать  до полика педаль сцепления и не забывайте устанавливать рычаг скоростей в нейтральное положение, только тогда можно отпустить педаль сцепления.
Даже если, вы вдруг перепутали педали и нажали на  газ вместо тормоза, но  у вас будет нажата педаль сцепления, то вам удастся избежать многих неприятностей.
Так, что если вы решили остановиться или же замедлить движение, смело нажимайте педаль сцепления и держите ее, а педаль тормоза нажимайте  уже тогда, когда надо и сколько надо, или пользуйтесь «ручником».

 Механизм сцепления практически все время испытывает нагрузки при эксплуатации автомобиля. Это зависит от дорожных условий, от загруженности автомобиля, от того как вы научитесь управлять сцеплением при переключении передач и трогании, да и вождения в целом. Учитесь своевременно переключать передачи, согласно дорожным условиям. В первую очередь не надо сильно «газовать» во время трогания с места, а «газовать» только для поддержки работы двигателя.

При экстренном торможении наиболее эффективным считается резкое одновременное нажатие педалей  тормоза и СЦЕПЛЕНИЯ.

Это проверено практикой, наукой  и психологией.

Как работать педалью сцепления мы рассмотрим далее

Читайте также:

Уроки вождения

Как работает двигатель автомобиля