Яндекс.Метрика

educam.ru

educam.ru

Как ездить на машине

Самоучитель для начинающего водителя

Педаль сцепления⁠ %D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%

Здравствуйте, друзья! Продолжим разбираться с устойством автомобиля и, как работают его рычаги управления.Один из самых основных рычагов – это педаль сцепления.

Как работать педалью сцепления

⁠⁠1 – направляющая втулка выжимного подшипника; 2 – первичный вал коробки передач; 3 – поводок троса; 4 – рычаг вилки выключения сцепления; 5 – втулка оси вилки; 6 – нажимной диск в сборе (корзина); 7 – ведомый диск; 8 – маховик; 9 – педаль сцепления; 10, 11, 12 – механизм автоматической регулировки длины троса; 13 – выжимной подшипник; 14 – трос сцепления; 15 – упор троса 
 

Что происходит, когда мы нажимаем педаль сцепления. 

 
 Нажимаем педаль сцепления (9), в этот момент происходит натяжение троса сцепления (14), что приводит в движение вилку выключения сцепления (4), вилка вращается на втулке оси (5). Вилка давит на выжимной подшибник (13), который в свою очередь, нажимает лепестки в корзине сцепления (6), а лепестки связаны непосредственно с  нажимным  диском, который находится внутри корзины (его на рисунке не видно, но он там). Корзина болтами  крепится к маховику (8), а маховик жестко связан  с коленвалом двигателя и всегда вращается при работающем двигателе. Изначально нажимной диск прижимает ведомый диск (7)  к маховику. Ведомый диск  находится между корзиной и маховиком на шлицах первичного вала коробки передач (2) и когда педаль сцепления отпущена ведомый диск зажат, тем самым обеспечивает сцепление двигателя с коробкой передач, а далее со всей ходовой частью. При нажатии педали(9) вилка  сцепления давит на выжимной подшипник, тот, в свою очередь, давит на лепестки корзины, а они связаны с ведущим нажимным диском, который освобождает ведомый диск (7) и сцепление двигателя с колесами отключается. 

%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%

Работа педалью сцепления потребует от вас уверенности и сдержанности.

Педаль сцепления играет ведущую роль при вождении автомобиля с механической коробкой передач. Она предназначена для мягкого и короткого отключения – подключения сцепления   двигателя с трансмиссией.

Трансмиссия – это:

  • сам механизм сцепления,
  • коробка передач,
  • приводы на колеса и все то, что связано с колесами автомобиля, т.е. ходовая часть.

На автомобилях с автоматической коробкой передач нет педали сцепления. Но это отдельный разговор.

На автомобиле с механической коробкой передач правильное трогание и дальнейшее движение будет зависеть от того, как вы будете работать педалью сцепления и газа, и тормоза конечно.

Управление нервными окончаниями

Хоть это и классика, я просто хочу добавить от себя некоторый элемент в процесс обучения.

Чтобы быстрей овладеть ногами для работы педалями во время трогания и дальнейшего движения, проделывайте следущие упражнения.

Сейчас, прямо сидя у компьютера или с телефоном, можете проделать нехитрое и даже занятное упражнение для того, чтобы легче было управлять своими ногами.

Все очень просто, упражнение заключается в том, чтобы ноги не повторяли действия друг друга.

Для этого сядем и попробуем работать ногами в разнобой.

Так, например, левой ногой будем плавно гладить пол туда – сюда, а правой шлепать по полу.

Или же, левой ногой эмитируем медленное отпускание педали сцепления, а правой часто нажимать и отпускать педаль газа, но необходимо это делать одновременно обеими ногами.

Можно это проделывать и на машине с педалями, но это уже второй этап.

А еще, можно руками, одной гладить себя по голове и одновременно второй рукой хлопать себе по животику, но это уже “третий этап”, так вы будете “хвалить себя или наказывать”…

Это называется, управление своими нервными окончаниями.

Так, примерно у 99 % не получится с первого раза.

Вот таким, примерно, способом у нас будут работать ноги с педалью сцепления при трогании с места и вообще при дальнейшем управлении автомобилем.

Со временем это будет происходить уже автоматически, у кого-то автоматизм проявится быстрей у кого дольше, потому что мышечная память действует у всех по-разному. Не бойтесь нажимать на педали и делайте это проще для себя, как удобнее вам и тогда до автоматизма дело дойдет быстрей.

Тренировка

Если уделять больше времени на тренировки, это произойдет быстро и даже незаметно для себя. Только в момент тренировок не надо все свое внимание пускать на ноги, а старайтесь связать поведение автомобиля с вашими сознательными действиями ногами и руками, ведь это вы управляете автомобилем, а не он вами. Для начала, просто говорите себе: (включить или переключить передачу) – “нажать педаль сцепления”; (остановиться) – “нажать и держать нажатой педаль сцепления до выключения прередачи”

Самым основным моментом в работе рычагами управления на автомобиле с механической коробкой передач, является научиться плавно передавать обороты двигателя на колеса, для этого необходимо правильно научиться работать педалью сцепления.

Каждый – другой автомобиль,  по-разному ведет себя при трогании, поэтому, сколько вы машин не смените, каждый раз надо будет привыкать к повадкам нового авто. Просто, работу механизмов и ход педали сцепления невозможно настроить совершенно одинаково. Причиной этому может быть и износ дисков сцепления и растяжение троса, различные люфты в механизме и т.п.

Чтобы плавно тронуться с места, необходимо потрудиться. Этот момент требует тщательной тренировки. Это почти на всю оставшуюся жизнь.

Главное понять и почувствовать эту работу, для этого, мы будем левой ногой тренироваться нажимать и плавно отпускать педаль,
после того, как нажали до полика  педаль сцепления,  включаем передачу,
медленно начинаем отпускать педаль и ловить момент, когда произойдет  соединение – сцепление  оборотов  двигателя с колесами.

⁠ ⁠ ⁠ ⁠

Момент срабатывания сцепления

Возможно, вам сразу станет понятно,  в какой именно момент при отпускании педали сцепления, происходит нагрузка на двигатель.

Чтобы стронуть автомобиль с места, мы должны задержать педаль сцепления и не дать двигателю заглохнуть. А для увеличения тяговой силы двигателя, мы нажимаем педаль газа.

Мы для того и медленно отпускаем педаль сцепления, чтобы  добиться пробуксовки дисков, работая педалью – что  и ведет к плавному переходу оборотов двигателя на колеса.

Но этого мало – надо твердо уловить момент сцепления. Без тренировки, здесь не обойтись.

Когда будете отпускать педаль сцепления, примерно до середины хода, педаль проходит в холостую, по-этому, до срабатывания сцепления, педаль можно отпускать быстрее. В будущем, вы уже не заметно для себя, будете пропускать холостой  ход педали. Холостой ход сделан специально, чтобы дать вам время настроиться для работы.

Рабочий ход педали

Сам рабочий процесс сцепления происходит в промежутке не более одного – двух сантиметров хода педали. Но Вам надо будет улавливать непосредственно момент срабатывания сцепления.

Повторить эту процедуру несколько раз, чтобы  разобраться в каком положении начинает срабатывать сцепление, не давая заглохнуть двигателю.

Старайтесь не напрягать сильно ногу, а лучше постарайтесь прочувствовать процесс на уровне предчувствия. В момент трогания с места, постарайтесь нажимать педаль сцепления снова и снова,  для того, чтобы быстрей уловить этот момент и дать привыкнуть ноге.

Если Вы, при помощи педали, не дадите полностью включиться сцеплению, автомобиль начнет плавное движение.

При этом, не отпуская педали сцепления, а наоборот даже немного нажать на нее, пробуксовка дисков должна исключить  быстрое ускорение, но не должна привести к остановке двигателя.

Возможности вождения при правильной работе педалью сцепления

После того, когда вы разберетесь с тем, в какой момент  срабатывает сцепление,  вы должны будете добиться плавности хода при трогании.

При правильной работе педалью сцепления,  вы сможете добиться:

  • наиболее  минимальной скорости движения,
  • при парковке или движении задним ходом, чтобы успевать выворачивать руль в нужном направлении
  • при других маневрах, требующих минимальной скорости, как  передним, так и задним ходом

Практические навыки

Чтобы добиться минимальной скорости  движения, потренируйтесь на прямом участке трогаться и сразу нажимать сцепление.

После нажатия педали сцепления, ваш автомобиль будет двигаться накатом и, не трогая педаль газа, пробуйте медленно отпустить сцепление, автомобиль начнет замедлять движение, так называемое торможение двигателем, и снова нажмите педаль сцепления. И так можно это проделывать сколько угодно до полной  остановки.

Только старайтесь не доводить до рывков, так сказать  «кашлянья» двигателя. Надо чтобы двигатель работал ровно. Вот таким образом при помощи сцепления можно уменьшить скорость до минимума. Можно ехать даже не нажимая педаль газа или же с минимальной подачи «газа».

Как только вы начнете улавливать этот  момент начала движения  автомобиля, или почувствуете по звуку нагрузку на  двигатель – это момент передачи  работы двигателя на вращение  колес, то тогда все остальное уже дело техники.

Механизм сцепления практически все время испытывает нагрузки при эксплуатации автомобиля. Это зависит от дорожных условий, от загруженности автомобиля, от того как вы научитесь управлять сцеплением при переключении передач и трогании, да и вождения в целом.

Учитесь своевременно переключать передачи, согласно дорожным условиям.

В первую очередь не нужно сильно «газовать» во время трогания с места, а «газовать» только для поддержки работы двигателя.

ЭТИ ДЕЙСТВИЯ У ВАС ДОЛЖНЫ ОТЛОЖИТЬСЯ В ГОЛОВЕ И ДАЛЕЕ В РУКАХ И НОГАХ.

Основательно потренируйтесь ловить этот момент сцепления.

Читайте еще:

Органы управления автомобилем

Работа сцепления

Трогание с места

Переключение передач

Уроки вождения плюс