Яндекс.Метрика

educam.ru

⁠Тормоза

Здравствуйте, друзья!

В этой статье мы разберемся, как устроена тормозная система,

как работает стояночный тормоз и какие механизмы отвечают за работу и  исправность тормозов.

⁠1 – тормозной диск колеса; 2 – педаль тормоза; 3 – вакуумный усилитель; 4 – главный тормозной цилиндр; 5,16 – трубки подвода тормозной жидкости к рабочим тормозным механизмам; 6 – защитный кожух переднего тормоза; 7 – суппорт переднего тормоза; 8 – вакуумная трубка соединяющая топливный рессивер двигателя с вакуумным усилителем; 9 – бачок главного цилиндра для тормозной жидкости; 10 – кнопка ручника; 11 – рычаг стояночного тормоза (ручника); 12 – тяга защелки рычага; 13 – защелка рычага; 14 – кронштейн рычага привода ручника; 15 – возвратный рычаг; 17 – опорный фланец тормозного механизма; 18 – рабочий цилиндр заднего тормоза; 19 – регулятор давления задних тормозов; 20 – рычаг привода регулятора давления; 21 – тормозные колодки; 22 – рычаг привода колодок от ручника; 23 – тяга рычага привода регулятора давления; 24 – кронштеин крепления троса ручника; 25 – задний трос ручника; 26 – контргайка; 27 – регулировочная гайка; 28 – втулка; 29 – направляющая заднего троса ручника; 30 – напрвляющий ролик; 31 – передний трос ручника; 32 –  упор выключателя контрольной лампы стояночного тормоза; 33 – выключатель стоп-сигнала

Главный тормозной цилиндр

Главный тормозной цилиндр разделен на две части – контура, оба контура работают независимо друг от друга, где жидкость равномерно распределяется на колеса по диагоналям: правое переднее – левое заднее и наоборот, левое переднее – правое заднее. Тормозная система устроена так чтобы в случае выхода из строя одного контура, второй смог бы, хоть и в меньшей мере, но затормозить автомобиль.

⁠1 – вакуумный усилитель; 2 – толкатель; 3 – педаль тормоза; 4 – буфер выключателя стоп-сигнала; 5 – гайка выключателя; 6 – выключатель стоп-сигнала; 7 – оттяжная пружина педали; 8 – главный цилиндр

 

Принцип работы тормозных систем автомобиля

Как мы уже знаем, тормоза автомобиля предназначены для снижения его скорости и полной остановки. В этом участвуют две тормозные системы – рабочая и стояночная.
Рабочая тормозная система оборудована гидравлическим приводом. Система привода состоит из главного тормозного цилиндра, вакуумного усилителя,  четырех колесных тормозных механизмов и регулятора тормозной жидкости. К каждому тормозному механизму от главного тормозного цилиндра подводятся металлические трубки, которые поставляют тормозную жидкость в рабочие тормозные  цилиндры. Когда мы нажимаем педаль тормоза, она включает в  работу непосредственно главный тормозной цилиндр, который под давлением гонит жидкость к рабочим цилиндрам, и они уже непосредственно разжимают тормозные колодки. То есть здесь основную роль играет тормозная жидкость, поэтому и тормоза называются гидравлическими (гидра – жидкость).

Вакуумный усилитель тормозов

Для того чтобы меньше прилагать усилий для нажатия педали тормоза в систему привода тормозов встроен вакуумный усилитель, который срабатывает только во время работы двигателя. Так что знайте, когда  катишься  с заглушенным двигателем, педаль тормоза будет нажиматься значительно трудней, будьте к этому готовы.

⁠Регулятор давления тормозной жидкости

Еще, для более эффективной работы рабочей тормозной системы, в систему встроен регулятор давления жидкости. Он ограничивает подачу давления тормозной жидкости к задним тормозным механизмам. Так как основная нагрузка приходится на переднюю ось автомобиля и при этом сцепление с дорогой увеличивается, то задние колеса при торможении без нагрузки быстро бы блокировались, что вызывало бы занос задней оси автомобиля. А регулятор, как бы  выравнивает давление и не дает тормозным устройствам заблокировать задние колеса раньше времени. Так что если у вас при торможении автомобиль начинает кидать в разные стороны, сразу обратите внимание на регулятор давления. Он обычно устанавливается на днище кузова рядом с задней осью, а регулировка давления жидкости происходит от разницы расстояний между кузовом и задней осью автомобиля. При визуальном контроле можно определить исправность регулятора. Для этого потребуется небольшой участок хорошей дороги и напарник. При исправном регуляторе давления на скорости 40 км/ч при резком торможении задние колеса должны блокироваться одновременно или чуть-чуть позднее передних.
Следите за уровнем тормозной жидкости в специальном бачке. Он обычно находится непосредственно на главном тормозном цилиндре или же в, непосредственной к нему, близости. Открываем капот автомобиля и проверяем наличие всех жидкостей необходимых для исправной работы автомобиля.

Стояночная система

Ко всему этому еще добавляется стояночная система, которая работает полностью независимо от рабочей тормозной системы. Стояночная система автомобиля запускается в ручную – рычагом, который связан тросами с тормозными механизмами задних колес. Рычаг называется стояночным тормозом и находится справа от водителя, проще говоря, ручник. Стояночная система должна обеспечивать неподвижность автомобиля при поднятии рычага на 2 – 4 щелчка, на уклоне 23%  на нейтральной передаче, это примерно угол 20 градусов. Если рычаг поднимается уже на 6 и более щелчков, то необходимо подтянуть тросы натяжным механизмом, который находится со стороны днища автомобиля. Потребуется смотровая канава или подъемник. Если подтягивать уже некуда, значит необходимо проверить толщину фрикционных накладок задних тормозных колодок. Если толщина накладок менее 1,5 мм, то необходимо заменить тормозные колодки на обоих задних колесах.

Читайте так же:

Техническое обслуживание автомобиля

 

⁠Тормозные колодки

Тормозные колодки это элементы тормозной системы, которые непосредственно участвуют в торможении колес. 

Первые тормоза

Ни кто не знает, когда появилось колесо, но колеи от колес датируют, более чем в 25 веке, до нашей эры, где то в Азии, а может это сани?! Кто и где это «откопал» или придумал, неизвестно. Кому-то надо есть свой хлеб, вот отсюда и начинается «история».
Хотя, кажется, что колесо родилось вместе с  человеком. Тем не менее, механические тормоза появились гораздо позже. Одно известно, что первым тормозом являлся ручник, т.е. раньше, все то, что катилось, приходилось останавливать вручную, но с помощью, какого нибудь, рычага. 

 

Современные тормоза автомобиля

Но нас, я думаю, интересует сегодняшний день и современная безопасность нашей жизни. И многое зависит от эффективности наших тормозов на современном автомобиле, а не на карете. Хотя, уже на каретах, в те времена, начинали устанавливать тормозные колодки на колеса, правда они еще были деревянными, но и скорость запряженной лошади не превышала 20 км/ч. Но даже при такой скорости случались аварии со смертельным исходом. Животные не предсказуемы и лошади, не редко бывало, переставали слушаться ездового кучера и неслись в полный апорт до последнего… И это послужило поводом для установки на кареты и различные повозки механических тормозов в виде колодок, которые прижимались к колесам физическими усилиями, при помощи рычажного привода. Ну ладно, хватит истории, сейчас нас волнует то, от чего зависит наша сегодняшняя жизнь. Торможение колес автомобиля, в целом, зависит от состояния тормозных колодок, для обуздания современных скоростей механических “лошадей”.

Тормозные накладки

Из чего же сейчас изготавливают тормозные колодки для современных автомобилей? Фирмы – производители  скрывают полный состав материала  из чего делают накладки тормозных колодок. Известно то, что накладки тормозных колодок сварены или склеены, а некоторые спрессованы из множества ингредиентов, которые должны иметь определенные свойства для качественного торможения колес. В состав накладок входят такие смеси как медная и стальная стружка или порошок, различные абразивы, смолы, асбест, графит, различные порошки из медных сплавов, керамики и многих других композитов. Производители комбинируют составы накладок так, чтобы их свойства соответствовали определенным требованиям. Эти  требования определяются для каждой марки автомобиля, которые разделяются по весу, по мощности, скоростным характеристикам и типам автомобиля по интенсивности эксплуатации. Свойствам тормозных накладок придают особое значение. В первую очередь, накладки должны быть в меру жесткими, но и не мягкими. От этого зависит износ, как самих накладок, так и тормозных дисков, и тормозных барабанов. 

   Далее, они должны обладать свойствами быстрого тепло отведения, не залипать при торможении, быть влагоустойчивыми, износоустойчивыми и обладать отличными свойствами трения. 

Замена тормозных колодок

Сейчас современные тормозные колодки обладают ресурсом от 10 тыс. до 70 тыс. км. пробега автомобиля, в зависимости от характера эксплуатации автомобиля. Следите за  тормозами, это спасет вашу или чью-то жизнь.

Чтобы визуально проверять толщину накладок, для этого предусмотрены «окна» на колесных тормозных механизмах. Чтобы проверить толщину накладок на передних колесах надо снять колесо и вывернуть руль до упора: правое колесо – выворот вправо, левое – влево. Часть колодок будет видна через технологическое окно суппорта, и через которое, можно определить толщину накладок

Суппорт это приспособление, которое удерживает тормозные колодки и рабочие цилиндры. Чаще он применяется на передних колесах автомобиля.
Для проверки задних колодок потребуется фонарик и смотровая канава. На внутренней стороне ступицы заднего колеса находится опорный щит тормозного механизма, в нем находится смотровое окошко закрытое резиновой заглушкой. Заглушка извлекается, и с помощью фонарика, визуально, можно определить толщину накладки. Если толщина накладки составляет меньше 1,5 мм, то требуется поменять полностью все колодки на новые. Также необходимо следить за тормозными дисками и тормозными барабанами. Замене подлежат тормозные диски, которые стерлись уже на 1мм и более, так же и тормозные барабаны с выработкой более 1-го мм. 

 

⁠1 – рабочий тормозной цилиндр колеса            

2 – верхняя стяжная пружина колодок

3 – накладка колодки                               

4 – упорный фланец тормозного    механизма

5 – внутренняя пластина

6.13. трос ручника

7 – нижняя стяжная пружина колодок

8.16. тормозная колодка

9 -опорная пластина колодок

10 – упоры для колодок

11 – маслоотражатель

12 – направляющая пластина

14 –  пружина троса ручника

15 –  наконечник троса ручника

17 – стойка крепления колодки

18 – рычаг ручного привода колодок

19 – резиновые подушки

20 – распорная планка колодок

21 – палец рычага ручного привода колодок

 

Читайте также:

Тормозная система автомобиля

Работа стояночным тормозом

Как работают тормоза

 Стояночный тормоз.

   Научиться работать ручным тормозом или ручником, он же называется стояночным тормозом, так же необходимо, как и другими рычагами управления автомобилем.  

Когда ставить на ручник

  «Ручником» Вы обязаны будете пользоваться всегда, даже если ненадолго решили покинуть автомобиль.

   Прежде всего, это потребуется  при сдаче практических экзаменов в ГИБДД.
   Но роль стояночного тормоза –  «ручника» не только для стоянки, но и для помощи:
1) при экстремальном вождении
2) при трогании на уклоне
3) при отказе «педальной» гидравлики тормозов
4) других действий, где могут потребоваться тормоза
 5)  При сдаче экзаменов по вождению, вы должны будете показать,  насколько хорошо вы владеете основными  способами  применения стояночного тормоза (ручника).      Для этого надо будет выполнить упражнение

Трогание на подъеме

   Упражнение называется «Трогание на подъеме», где вы должны будете остановиться и  тронуться с места на горке или уклоне, на котором автомобиль не сможет стоять на месте и будет скатываться назад. Водитель, который уже хорошо научился работать педалью сцепления и газа, может удержать и тронуться на уклоне даже, не прибегая к помощи ручника. Вам необходимо будет понять, как  удержать его не только тормозом, но и, так называемым противоходом,  при помощи силы двигателя и умением работать сцеплением и педалью газа. 
    Здесь я пошагово опишу ваши действия.
   После того, когда вы остановились на уклоне:
   1) ставим на «ручник» и ставим  рычаг переключения скоростей в нейтральное положение;
   2) нажимаем сцепление, включаем 1-ю передачу, правой рукой сразу беремся за рычаг «ручника»;
   3)начинаем медленно отпускать педаль сцепления, слушаем и «ловим» момент, когда двигатель начнет «глохнуть», быстро фиксируем ногу и прибавляем немного газу, двигатель должен будет работать с напрягом и таким образом, при помощи сцепления и газа, вы должны добиться противохода –  это когда 
сила тяги двигателя будет удерживать автомобиль от скатывания.
 4) в этот момент нужно спокойно опустить ручной тормоз и в меру добавить газ, чтобы не вызвать прокрутку ведущих колес;
 5) после того, как автомобиль начал движение,  медленно окончательно отпустить сцепление.
   Здесь проверяются ваши навыки владения рычагами управления и ваш контроль над своими конечностями.
   Вы  не должны дать двигателю  заглохнуть, и не скатиться назад больше чем на 20 см.
   При правильной работе сцеплением и «газом», можно добиться того, что даже на уклоне можно удерживать автомобиль не пользуясь тормозами.
   Эти действия нужно, для начала, отработать на ровной площадке без уклона, что является хорошей тренировкой для начального упражнения – Трогание с места
   Чтобы тренировать навыки работы ручным тормозом, Вам потребуется небольшая горка.
   С этими действиями вам часто придется сталкиваться, например,  при выезде с примыкающей грунтовки  на главную дорогу с асфальтовым покрытием, уклоны часто встречаются и перед светофорами.
   Есть много других моментов,  когда ваш автомобиль может скатываться назад, а там возможно будет находиться другой автомобиль.
Эти действия надо, для начала, отработать на ровной площадке без уклона, что является хорошей тренировкой для начального упражнения – трогании с места.
   Только обязательно приучите себя при трогании держать руку на рычаге ручного тормоза, чтобы вовремя его опускать.

 Ручник

   По конструктивным особенностям, чтобы опустить рычаг ручника, его нужно немного приподнять и нажать кнопку, которая находится прямо на рычаге, это фиксатор от самопроизвольного отключения.  Механизм ручного тормоза состоит из рычага, напрямую  связанного тросиками с  тормозными механизмами задних колес. Когда мы поднимаем ручник, мы практически «руками» раздвигаем тормозные колодки и колеса тормозят. Ручной механический тормоз – это фактическая страховка на тот случай, если вдруг откажет гидравлика основных тормозов.  Поэтому механизм ручника всегда должен быть в рабочем состоянии и удерживать автомобиль на горке уже при 2 – 4 характерных щелчках при поднятии рычага. Состояние ручного стояночного тормоза проверяется при прохождении Техосмотра  в ГИБДД. 
    После каждой поездки, после парковки или покидания автомобиля, независимо от рельефа места остановки, вы обязаны будете установить автомобиль на стояночный тормоз (ручник). 
   Это делается для того, чтобы исключить самопроизвольное движение автомобиля и совершения ДТП.

  При остановке, если работает двигатель, нужно удерживать педаль сцепления в нажатом положении до тех пор,  пока не  установите нейтральное положение или  заглушите двигатель, после этого сразу поставить на стояночный тормоз (ручник).
    Нет ничего страшного, если в зимнее время вы оставите автомобиль на включенной передаче, но это только не при экзамене по вождению в ГИБДД.

Ставить на ручник зимой и в межсезонье.

 Эта проблема часто появляется весной, когда днем уже тает снег а утром подмораживает, как и осенью. Зимой на дорогах с интенсивным движением, часто бывают мелкие лужицы.

Если у вас есть привычка ставить на ручник, или у вас автозапуск, то в  зимнее время, а особенно в межсезонье,  есть вероятность примерзания колодок к тормозному барабану колеса и это встречается не редко. Если у вас это случилось, самое простое это попинать или постучать по диску колеса  чем ни будь. По возможности, можно воспользоваться выхлопами из глушителя другого автомобиля или своего, если есть  шланг и подогреть диски колес. Если примерзло конкретно, то лучше не рисковать ехать дальше, а снять колесо и уже обстучать или подогреть сам тормозной барабан. Иначе при движении с “замерзшим” колесом вы рискуете сорвать весь тормозной механизм и колесо заклинит конкретно. А при движении, с некрутящимся колесом, будут происходить заносы, что приводит к авариям. Это касается, конечно в основом, передне приводные автомобили. Так что лучший вариант –  это иметь сухие тормозные  колодки, для этого перед стоянкой, прямо на ходу, легонько понажимайте педаль тормоза, от трения колодки нагреются и просохнут, длительность просушки зависит от условий эксплуатации, и тогда они у вас не примерзнут. Если нет автозапуска, лучше оставлять автомобиль на включенной первой передаче, при условии отсутствия включенного зажигания.

Читайте также:

Уроки вождения

Тормозные колодки

Трогание с места

Упражнения для сдачи экзаменов в ГИБДД