Яндекс.Метрика

educam.ru

educam.ru

Как ездить на машине

Самоучитель для начинающего водителя

⁠ Стояночный тормоз.

Здравствуйте, дорогие друзья! На страничке “Тормоза” мы рассмотрели тормозную систему автомобиля в целом. Сейчас мы поговорим о стояночном тормозе,так называемым, “ручнике”.

Научиться работать  ручником, так же необходимо, как и другими рычагами управления автомобилем.

Когда ставить на ручник

«Ручником» Вы обязаны будете пользоваться всегда, даже если ненадолго решили покинуть автомобиль.

Прежде всего, это потребуется  при сдаче практических экзаменов в ГИБДД.
Но роль стояночного тормоза –  «ручника» не только для стоянки, но и для помощи:
1) при экстремальном вождении
2) при трогании на уклоне
3) при отказе «педальной» гидравлики тормозов
4) других действий, где могут потребоваться тормоза
5)  При сдаче экзаменов по вождению, вы должны будете показать,  насколько хорошо вы владеете основными  способами  применения стояночного тормоза (ручника).      Для этого надо будет выполнить упражнение

Трогание на подъеме

 

Упражнение называется «Трогание на подъеме», где вы должны будете остановиться и  тронуться с места на горке или уклоне, на котором автомобиль не сможет стоять на месте и будет скатываться назад. Водитель, который уже хорошо научился работать педалью сцепления и газа, может удержать и тронуться на уклоне даже, не прибегая к помощи ручника. Вам необходимо будет понять, как  удержать его не только тормозом, но и, так называемым противоходом,  при помощи силы двигателя и умением работать сцеплением и педалью газа. 
Здесь я пошагово опишу ваши действия.
После того, когда вы остановились на уклоне:
1) ставим на «ручник» и ставим  рычаг переключения скоростей в нейтральное положение;
2) нажимаем сцепление, включаем 1-ю передачу, правой рукой сразу беремся за рычаг «ручника»;
3)начинаем медленно отпускать педаль сцепления, слушаем и «ловим» момент, когда двигатель начнет «глохнуть», быстро фиксируем ногу и прибавляем немного газу, двигатель должен будет работать с напрягом и таким образом, при помощи сцепления и газа, вы должны добиться противохода –  это когда
сила тяги двигателя будет удерживать автомобиль от скатывания.
4) в этот момент нужно спокойно опустить ручной тормоз и в меру добавить газ, чтобы не вызвать прокрутку ведущих колес;
5) после того, как автомобиль начал движение,  медленно окончательно отпустить сцепление.
Здесь проверяются ваши навыки владения рычагами управления и ваш контроль над своими конечностями.
Вы  не должны дать двигателю  заглохнуть, и не скатиться назад больше чем на 20 см.
При правильной работе сцеплением и «газом», можно добиться того, что даже на уклоне можно удерживать автомобиль не пользуясь тормозами.
Эти действия нужно, для начала, отработать на ровной площадке без уклона, что является хорошей тренировкой для начального упражнения – Трогание с места.
Чтобы тренировать навыки работы ручным тормозом, Вам потребуется небольшая горка.
С этими действиями вам часто придется сталкиваться, например,  при выезде с примыкающей грунтовки  на главную дорогу с асфальтовым покрытием, уклоны часто встречаются и перед светофорами.
Есть много других моментов,  когда ваш автомобиль может скатываться назад, а там возможно будет находиться другой автомобиль.
Эти действия надо, для начала, отработать на ровной площадке без уклона, что является хорошей тренировкой для начального упражнения – трогании с места.
Только обязательно приучите себя при трогании держать руку на рычаге ручного тормоза, чтобы вовремя его опускать.

Ручник

По конструктивным особенностям, чтобы опустить рычаг ручника, его нужно немного приподнять и нажать кнопку, которая находится прямо на рычаге, это фиксатор от самопроизвольного отключения.  Механизм ручного тормоза состоит из рычага, напрямую  связанного тросиками с  тормозными механизмами задних колес. Когда мы поднимаем ручник, мы практически «руками» раздвигаем тормозные колодки и колеса тормозят. Ручной механический тормоз – это фактическая страховка на тот случай, если вдруг откажет гидравлика основных тормозов.  Поэтому механизм ручника всегда должен быть в рабочем состоянии и удерживать автомобиль на горке уже при 2 – 4 характерных щелчках при поднятии рычага. Состояние ручного стояночного тормоза проверяется при прохождении Техосмотра  в ГИБДД.
После каждой поездки, после парковки или покидания автомобиля, независимо от рельефа места остановки, вы обязаны будете установить автомобиль на стояночный тормоз (ручник).
Это делается для того, чтобы исключить самопроизвольное движение автомобиля и совершения ДТП.

При остановке, если работает двигатель, нужно удерживать педаль сцепления в нажатом положении до тех пор,  пока не  установите нейтральное положение или  заглушите двигатель, после этого сразу поставить на стояночный тормоз (ручник).
Нет ничего страшного, если в зимнее время вы оставите автомобиль на включенной передаче, но это только не при экзамене по вождению в ГИБДД.

 

Ставить на ручник зимой и в межсезонье.

Эта проблема часто появляется весной, когда днем уже тает снег а утром подмораживает, как и осенью. Зимой на дорогах с интенсивным движением, часто бывают мелкие лужицы.

Если у вас есть привычка ставить на ручник, или у вас автозапуск, то в  зимнее время, а особенно в межсезонье,  есть вероятность примерзания колодок к тормозному барабану колеса и это встречается не редко. Если у вас это случилось, самое простое это попинать или постучать по диску колеса  чем ни будь. По возможности, можно воспользоваться выхлопами из глушителя другого автомобиля или своего, если есть  шланг и подогреть диски колес. Если примерзло конкретно, то лучше не рисковать ехать дальше, а снять колесо и уже обстучать или подогреть сам тормозной барабан. Иначе при движении с “замерзшим” колесом вы рискуете сорвать весь тормозной механизм и колесо заклинит конкретно. А при движении, с некрутящимся колесом, будут происходить заносы, что приводит к авариям. Это касается, конечно в основом, передне приводные автомобили. Так что лучший вариант –  это иметь сухие тормозные  колодки, для этого перед стоянкой, прямо на ходу, легонько понажимайте педаль тормоза, от трения колодки нагреются и просохнут, длительность просушки зависит от условий эксплуатации, и тогда они у вас не примерзнут. Если нет автозапуска, лучше оставлять автомобиль на включенной первой передаче, при условии отсутствия включенного зажигания.

Читайте также:

Уроки вождения

Тормозная система автомобиля

Тормозные колодки

Трогание с места

Упражнения для сдачи экзаменов в ГИБДД