Как трогаться с места на автомобиле
Здравствуйте, дорогие друзья! В этой статье мы будем учиться трогаться с места на автомобиле с механической коробкой передач.
Первый урок вождения
Самый главный шаг в укрощении автомобиля – это научиться трогаться с места. Но не менее важно, так же, правильно останавливаться. Смотреть видео – пустая трата времени.
Это не просто первый урок по вождению – это ваш “установочный файл” для дальнейшего продвижения и приближения к вашей заветной мечте – получение Прав на вождение автомобиля.
Но самое главное, вам необходимо понять все процессы, которые происходят в автомобиле от начала движения и до завершения поездки. Читайте и не жалейте времени на этот сайт и не пожалеете.
С чем сталкивается каждый начинающий водитель во время трогания с места.
Для начала, я в кратце опишу, что вас ожидает при самой первой попытке тронуться с места.
У большинства людей, которые в первый раз сели за руль и начинали трогаться, пропадали все ощущения реального времени.
Пропадает самообладание. Руки, ноги – как не свои. По телу “мандраж” и растерянность от неожиданности. НО от этого никуда не денешься.
Вот для этого на учебных машинах и устанавливают вторые педели для инструктора.
Вот здесь и скрывается первая проблема практического обучения.
Ученик подсознательно надеется на инструктора и тем самым усыпляет свою бдительность, т.е. начинает халтурить, даже не замечая этого. И это тоже затягивает процесс обучения. Но об этом поговорим позже.
Что происходит во время неправильного трогания с места?
При неправильном трогании с места на механике, машина начинает дергаться и не поддаваться управлению. Может сразу заглохнуть, а может так быстро ускориться, что уже не хватит ни какой реакции уловить контроль над автомобилем.
Машина начинает дергаться и глохнуть в том случае, если двигатель не набрал мощности, чтобы сдвинуть автомобиль с места. Все зависит от водителя, как он чувствует двигатель автомобиля.
Так как двигатель работает циклично, ему необходимы обороты, а эти обороты мы задаем при помощи педали газа – акселератора, и при нажатии этой педали мы подаем топливо в двигатель и тем самым увеличиваем обороты , отсюда и мощность.
Также, машина может дергаться и на ходу. Это бывает в том случае, если вы нажали на тормоз, но не нажали педаль сцепления. Вы просто стали затормаживать не только колеса, но и сам двигатель, и он, просто, начинает глохнуть.
Но может появиться и еще какая нибудь неисправность, например: кончился бензин, или сломалась система зажигания. Это уже для слесарей.
Первейшая задача научиться контролировать сцепление.
Сцепление (педаль сцепления) разъединяет или соединяет двигатель с колесами. Его задача, вернее, ваша задача, плавно передать обороты от двигателя на колеса автомобиля. Не забывайте об этом.
А еще, надо будет рулить в нужную сторону.
Поверьте мне, у всех учеников, первые “шаги” происходят совершенно одинаково. Чтобы быстрей научиться трогаться, прочитайте эту статью о том, как работает сцепление или как работать педалью сцепления. Хорошо, если вы прочитаете полностью все статьи теория вождения.
Как самому научиться трогатся с места
Для того, чтобы уверенней и комфортней чувствовать себя за рулем, прочитайте эту статью: как научиться ездить самому
В самое первое время обучения, тронуться с места на машине с первого раза, это, почти, не выполнимое желание. Но если набраться немного терпения и потренироваться, то возможно все.
Важные упражнения
После того, как вы заняли правильное и удобное положение за рулем автомобиля, необходимо подготовиться к следующим действиям.
Главная трудность, это согласовать работу своих ног.
В свободное время, дома, сидя на стуле или на диване, даже, прямо сейчас, сидя перед монитором компа или телефона, между делом, потренируйтесь согласовывать работу ног.
Выполняйте каждой ногой разные движения одновременно, например, левой ногой просто шаркайте по полу туда – сюда и, одновременно, топайте правой ногой. Я думаю, вряд ли у вас получится с первого раза. Вот и здесь получается так, что при трогании, вы левую ногу медленно поднимаете, а правой надо контролировать педаль газа, т.е надо легонько нажимать на педаль.
У всех учеников, поголовно, первые разы не получаются, так что не комплексуйте, но и не расслабляйтесь. Тренируйтесь дома виртуально.
Уже ближе к практике.
Сядьте в любой автомобиль, двигатель должен быь заглушен. Потренируйтесь медленно отпускать сцепление и одновременно прерывисто нажимать педаль газа. Это для того, чтобы вы почувствовали разделение ваших ощущений на каждую ногу.
И только тогда, когда вы будете владеть своими ногами, можно пробовать запустить двигатель, но трогаться еще рано.
Отработайте педалью газа ограничение оборотов двигателя. По тахометру (если он есть), они должны равняться до 1500 – 2000 Об/мин. Поработайте педалями и оцените, как у вас получается. Педаль газа и тормоза нажимается только правой ногой.
Если нет тахометра, пробуйте на слух – так, чтобы было нормально слышать двигатель, а не так, чтобы он ревел и хотел “выпрыгнуть из под капота”. Нажимайте педаль газа легко и не принужденно, и вы всегда должны слышать, как работает двигатель.
Будете слышать двигатель – быстрей научитесь. Нога для газа должна стоять на полу на пятке, а не висеть в воздухе.
Все это можно проделать на автомобиле – “симуляторе”.
Ваши действия при трогании с места
Сосредоточиться и прокрутить в голове весь “микрофильм” ваших действий при трогании.
Не вцепляйтесь за руль «мертвой хваткой», это только навредит.
При трогании, в момент начала движения автомобиля, у вас может произойти непроизвольное движение руками и поворот рулем изменит направление автомобиля, возможно в кювет или в столб.
Самые ответственные моменты при трогании
Вот тут, методом проб и ошибок, начинается время, когда мы будем вникать в процесс трогания с места и дальнейшее движение.
Здесь вам предстоит самый ответственный момент – это работа педалью сцепления и газа, и рулить одновременно.
Педаль сцепления, в отличие от педали газа, требует больше усилий для ее нажатия.
Вам нужно будет разделять, и согласовывать работу ног при нажимании педалей газа и сцепления, так скажем, направлять свои нервные импульсы осознанно и раздельно на работу правой, и левой ноги, а так же на руки, чтобы рулить в нужном направлении.
Но относитесь к этому проще: нажимать на газ – значит ехать, нажимать сцепление и тормоз – значит остановиться.
Для начала руки можно «отключить», так можно аккуратней работать сцеплением, газом и тормозом.
«Действуйте и думайте проще!»
Здесь ни в коем случае нельзя торопиться и главное, сдерживайте свои желания и эмоции. Не надо думать, что вот сейчас по моей прихоти машина поедет сама – собой.
Надо, просто, делать то, что положено и, что давно уже стало аксиомой.
Первый запуск двигателя
И так, заняли исходное положение в водительском кресле, начинаем запускать двигатель. Перед запуском, необходимо, рычаг скоростей поставить в нейтральное положение. Для этого, нажать педаль сцепления и держать пока не удостоверитесь, что у вас «нейтраль».
Мой вам совет: надо привыкнуть нажимать педаль сцепления всегда, перед каждым запуском двигателя. Это вам сослужит хорошую службу зимой, когда масло в коробке будет густое от холода, а это затрудняет стартеру прокрутить холодный двигатель.
Сцеплением, вы отключаете коробку передач от двигателя и это облегчает работу стартеру и аккумулятору.
Только после того, как запустился двигатель, можно медленно отпустить педаль сцепления.
Процедура трогания с места.
Вся процедура трогания с места на автомобиле должна занимать 1 – 2 секунды, но для начала необходимо понять и научиться трогаться правильно и плавно.
И так, левая нога на педали сцепления, правая на педали газа.
Для того чтобы тронуться с места, требуется примерно 1500-2000 об/м, если смотреть на тахометр. Но можно и меньше, если правильно работать педалью сцепления.
Как работать педалью сцепления
Начинаем медленно отпускать педаль сцепления. Сначала идет свободный или, так сказать, холостой ход педали примерно 3 – 5 см.
Не напрягайте сильно ногу, педаль сама пойдет за ногой, только останется контролировать момент срабатывания сцепления.
Как только сцепление начнет срабатывать, обороты двигателя начнут падать. В этот момент ногу жестко остановите, и нажмите снова педаль сцепления.
Так повторите несколько раз, для того, чтобы нога и ваше сознание, привыкли к поведению автомобиля.
Этот момент и есть начало срабатывания сцепления.
Момент срабатывания сцепления
Он длится на протяжении 1-го 2-х сантиметров хода педали, но это у каждого автомобиля по-разному. Только не надо высчитывать сантиметры, надо ловить этот момент визуально и слушать двигатель.
В общем, на этом промежутке происходит соединение двигателя с трансмиссией и с колесами. В этот момент, начинается трение между дисками сцепления.
Образно говоря, колеса у вас стоят на месте . Чтобы они закрутились, и машина поехала, необходимо плавно передать обороты двигателя на колеса. Мы педалью регулируем эту плавность, т.е. силу трения между дисками сцепления.
Если быстро отпустить педаль, то получится, как будто вы сунули палку в колесо, машина дернется и двигатель заглохнет.
Но мы же грамотные люди и знаем что такое трение. А сцепление автомобиля полностью основано на законах трения. Вот этот момент трения и надо будет вам прочувствовать, а остальное холостой ход педали.
В дальнейшем вы его будете уже не замечать. Вот таким образом, путем улавливания этого момента, мы и научимся трогаться с места.
Тренировка залог успеха
На начальном этапе, старайтесь тренироваться трогаться не более 5 – 10 минут и с перерывами в 2 – 3 минуты, давайте отдохнуть ноге. Тем самым каждый раз вы будеете восстанавливать мышечную память.
Будьте терпеливы и сдержаны. Только, после того, как вы уже поняли, что происходит, и сдерживать педаль не составляет труда, можете подключать правую ногу. Трениренируйтесь держать определенные обороты двигателя, нажимая на педаль газа. Не торопитесь и приступайте к тренировке. На педали не смотрим.
Работайте одновременно, уже обеими ногами. Отпускайте педаль сцепления и в тоже время подгазовывайте, но старайтесь не допускать движения автомобиля. Проделайте эту процедуру до уверенного владения ногами, необходимы, так же, перерывы.
Добейтесь того, чтобы сцепление включалось не полностью, обороты от двигателя на колеса будут передаваться с пробуксовкой дисков сцепления и машина начнет плавное движение. Как только машина полноценно тронется с места, отпускаете полностью педаль сцепления и все внимание на педаль газа и на дорогу.
Контрольные упражнения при трогании
Главное, постарайтесь, в этот момент сдерживать себя и тогда все получится на много быстрей.
Только после уверенной работы педалями можно приступать к движению, но только пока на первой передаче.
Так как заведенный двигатель совершает работу постоянно, его постоянные обороты должны передаваться на колеса плавно.
Вот эту плавность вам и нужно будет отработать при помощи педали сцепления, реально практически.
Ловим момент срабатывания сцепления.
Контолируем педалью газа обороты двигателя.
После того, как автомобиль тронулся с места, нужно сразу остановиться (выжать сцепление, нажать педаль тормоза и выключить передачу) и прийти в себя.
Сразу, перед тем, как тронуться, надо продумать, как вы будете останавливаться?
Трогание с места на подъеме экзамен
При трогании с места на подъеме, производим следующие “шаги”:
-нажимаем педаль сцепления и заводим двигатель (должен быть включен стояночный тормоз – ручник).включаем 1-ю передачу,
-правой рукой сразу беремся за рычаг стояночного тормоза (перед этим потренируйтесь снимать с ручника на ровном месте),
-начинаем медленно отпускать педаль сцепления,
-слушаем и «ловим» момент, когда двигатель начнет изменять звук или глохнуть,
-быстро останавливаем и “фиксируем” ногу и чуть-чуть прибавляем “газу”,
-двигатель должен работать с натягом,(если правильно держать сцепление и газ автомобиль не укатится даже без нажатия на тормоз)
-в этот момент спокойно опускайте ручник, автомобиль начнет движение (этот момент надо контролировать),
-добавить плавно и в меру газ, для начала, можно педаль газа нажимать прерывистыми движениями, сцепление должно буксовать, так сказать в полу трении, но автомобиль должен ехать. Необходимо контролировать обороты и не заглохнуть, но чтобы без пробуксовки колес.
После того, как автомобиль начал движение, медленно окончательно отпустить сцепление.
Эти действия, вы будете демонстрировать при сдаче экзамена в ГИБДД.
Упражнения и тренировка
К упражнениям переходите уже после того, когда научились трогаться. Нельзя смотреть на педали при трогании или движении.
Найдите такое место для езды, чтобы можно было чувствовать себя смелее.
На первое время, отрабатывайте трогание и остановку.
Самое главное, чтобы быстрей усвоить методы вождения, не старайтесь жить в автомобиле, а первоначальные занятия должны занимать не более 20 – 30 минут, потом перерыв столько же, можно больше, для отдыха и чтобы успокоиться, но не больше 1,5 часов в день с перерывами.
Если у вас получилось тронуться, и двигатель не заглох, то в большинстве случаев, вам понадобиться неопределенное расстояние для того, чтобы прийти в себя и нажать нужную педаль.
Если вы растерялись, нужно смело нажать сцепление и тормоз, или просто убрать правую ногу с газа и включить ручник.
Самостоятельные тренировки
Если вы решили самостоятельно научиться трогаться на своем автомобиле, то обязательно проследите, чтобы у вас хорошо работал ручник. Обязательно с вами должен присутствовать человек с правами, который поможет вам в случае потери контроля над автомобилем. С пассажирского сидения, он, по крайней мере, может включить ручник или во время повернуть руль и т.п.
Остановитесь, «соберитесь», продумайте ошибки и продолжайте, уже смелей, но не надо торопиться, потому что под наплывом эмоций можно потерять всю ниточку алгоритма трогания и все начинать сначала.
Поэтому важно научиться согласовывать все действия своих ног и рук и обострять свое внимание, и в тоже время, действуйте проще – на своей интуиции.
Главное, тренируйтесь, это все нужно проделать, не торопясь, без суеты и волнения.
Потому что, все это реально.
Вот для этого, в основном, и требуется первоначальная помощь инструктора, который благодаря вторым педалям управления на учебном автомобиле, поможет вам избежать неприятностей и даст вам почувствовать автомобиль на безопасном и ограниченном участке.
Но самая главная ошибка ученика – “чайника” это то, что он надеется на инструктора и тем самым, больше половины продуктивного обучения вылетает из головы, а это затягивает процесс обучения.
Вот для этого, в основном, и требуется теоретическое или, скажем, воображаемое – виртуальное вождение, где ученик представляет какие и когда надо производить действия и что происходит в процессе управления автомобилем, а потом уже переходить к практическим занятиям.
Наиболее эффективное и плодотворное начальное обучение вождению – это самостоятельные занятия на своем автомобиле.
Читайте также:
Начало движения маневрирование