Яндекс.Метрика

educam.ru

Механическая коробка передач для начинающего водителя

В этой статье мы рассмотрим как и ⁠когда переключать передачи при вождении автомобиля с механической коробкой передач.

Для того, чтобы вы имели представление о том для чего мы двигаем рычаг скоростей, проведем краткий обзор устройства механизма переключения передач: как переключать передачи и по какой схеме.

Коробка передач “Калины”:

1- задняя крышка картера коробки передач

2, 44 – гайка

3 – ведущая шестерня пятой передачи

4 – упорная пластина

5,40 – стопорные кольца подшипника

6 – шариковый подшипник первичного вала

7 – ведущая шестерня четвертой передачи

8 – картер коробки передач

9 – первичный вал

10 – ведущая шестерня третьей передачи

11 – ведущая шестерня второй передачи

12 – шестерня заднего хода

13 – ведущая шестерня первой передачи

14 – роликовый подшипник

15 – сапун

16 – сальник первичного вала

17 – картер сцепления

18 – роликовый подшипник вторичного вала

19 – маслосборник

20 – ведущая шестерня главной передачи

21 – кольцо датчика скорости автомобиля

22,32 – сальники привода

23,30 -роликовые канические подшипники дефференциала

24 – датчик скорости автомобиля

25 – коробка дефференциала

26 – сателлит дефференциала

27 – ось сателлитов

28 – полуосевая шестерня

29 – ведомая шестерня главной передачи

31 – регулировочное кольцо

33 – ведомая шестерня первой передачи

34 – синхронизатор первой и второй передачи

35 – ведомая шестерня второй передачи

36 – ведомая шестерня третьей передачи

37 – синхронизатор третьей и четвертой передач

38 – ведомая шестерня четвертой передачи

39 – шариковый потшипник вторичного вала

41 – втулка

42 – ведомая шестерняпятой передачи

43 – синхронизатор пятой передачи

⁠Механизм переключения передач

Для того чтобы наш автомобиль разгонялся, более – менее, динамично, предусмотрена коробка передач, благодаря которой, мы наиболее рационально используем обороты двигателя или, скажем, мощность двигателя для разгона, да и просто, для движения автомобиля.

Динамика от двигателя переходит на трансмиссию, которая включает в себя сцепление и коробку передач.

Благодаря механизму коробки передач, крутящий момент двигателя может либо увеличиваться, либо уменьшаться.     Внутри коробки в этом    участвуют шестерни определённой величины по диаметру и количеству зубьев, которые составляют пары с определённым передаточным числом.    Передаточное число –  это отношение количества зубьев ведущей  и ведомой шестерен.  Шестерни располагаются на валах: первичном (ведущий) и вторичном (ведомый). Основные шестерни находятся на первичном валу и устанавливаются по ранжиру на убывание, чаще всего их пять, как передач и они не подвижны. Первичный вал, посредством сцепления, напрямую связан с коленвалом. Вторичный вал установлен параллельно, на расстоянии зацепления шестерен и,  уже, связан непосредственно с приводом на ведущие колёса. На нем устанавливаются  шестерни соответствующего диаметра, которые и создают пары для эффективной передачи крутящего момента и оборотов двигателя на колёса. Каждая пара шестерен создаёт определенное передаточное число на колёса, а мы посредством рычага переключения передач, меняем эти пары согласно характеру нашего движения. Таким образом, чем больше передаточное число главной пары, тем выше динамичность автомобиля, но максимальная скорость уменьшается.

⁠Трансмиссия на примере велосипеда

%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%

Педальный механизм соединен цепной передачей с ведущим колесом. Цепь ложится на звездочки, которые различаются  по размеру. При вращении педалей («обороты двигателя»)  вам хочется, чтобы крутить было легче, для этого мы  подбираем оптимальную передачу –  специальное соотношение звездочек на заднем колесе и на педальном механизме.

После правильного выбора передачи, ногам- “двигателю”, становиться легче, разгонять велосипед.

Но если скорость нас не устраивает, мы, разогнавшись до предела  возможности ног – чтобы крутить педали , переключаем передачу на повышенную.

%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%
Происходит переход цепи на большую, по величине, звездочку, при этом скорость велосипеда увеличивается, но и  увеличивается нагрузка на ноги.
При прямолинейном движении и без помех движению, скорость будет продолжать увеличиваться до ваших  природных данных –  уметь раскручивать педали т.е. быстроту ваших ног.
У каждого двигателя тоже есть предел числа оборотов. 

Такой же, примерно, принцип действия разгона у автомобиля, только там нет цепной передачи. Вот эта передача оборотов от двигателя к колесам и называется трансмиссией.

Трансмиссия включает в себя сцепление и коробку передач, далее – ходовая часть – колеса.

Рычагом переключения передач включаем нам нужную передачу. Согласно конструкции коробки передач,  чем меньше передача по номеру, тем меньше скорость, и наоборот, выше передача – выше скорость.
На эти конструктивные особенности вам не обязательно обращать внимание, но у многих есть интерес – как это работает?

Функции передачи оборотов от двигателя выполняют шестерни, которые передвигаются на валах рычагом передач. Согласно  включенной вами передаче по порядку: 1-2-3-4-5, автомобиль начинает движение и разгон.

Если Вам нужно остановиться просто нажмите сцепление и тормоз, и установите рычаг переключения передач в нейтральное положение.
Об этом поговорим далее.

⁠ Как переключать передачи

Перед тем как начать движение, вам нужно разобраться с рычагом переключения передач.
Как и в какое положение, вы должны переместить рычаг, чтобы включить нужную передачу,  Почти на всех автомобилях мировых производителей с механической коробкой передач, предусмотрена одинаковая схема переключения передач, кроме задней передачи( R -реверс).

Схема, как правило, прилагается к автомобилю в качестве руководства по эксплуатации данного автомобиля.

Обязательно и досконально изучите схему порядка переключения передач на месте, при заглушенном двигателе, воспользуйтесь помощью знающего человека.

 Переключение передач в движении происходит   при кратковременном нажатии педали сцепления и полном сбросе газа.
После того, как тронулся на первой передаче, и отпустил сцепление
1) далее, очень плавно нажимаем педаль “газа” и  разгоняемся до 15-20 км/ч
2) далее, одновременно, сбросить «газ» и нажать «сцепление»,
3) переключить на вторую передачу и без задержек отпустить педаль сцепления,
4) нажать на «газ»,

далее аналогично производятся включения нужных вам передач.

Надо все делать своевременно, согласно алгоритма движения.

Почти все передачи  включаются через нейтраль, это значит, что при переключении передач, рычаг всегда пересекает нейтральное положение.
Любое переключение передач, как в восходящем, так же и в нисходящем порядке,  обязательно осуществляется при нажатии педали сцепления.

Это обеспечивает мягкое включение передачи и в значительной степени сохраняет коробку передач и сцепление в рабочем состоянии.
Нейтраль –  это положение рычага скоростей наиболее вертикально по центру коробки, по отношению к положениям передач, при котором передача крутящего момента от двигателя прерывается для выбора нужной передачи в соответствии  с режимом движения автомобиля. Чтобы удостовериться, что включена нейтраль, вы можете поводить рычаг из стороны в сторону  и он должен легко откланяться без рывков на 10 – 15 сантиметров.

У автомобиля, как правило, 1-я передача + работа сцеплением применяется;
-при трогании с места,
-для  наиболее медленного движения при маневрах в сложных дорожных условиях, рекомендуемая скорость не более 20 км/ч.
-2-я промежуточная скорость, для ускорения до 30 –  40 км/ч
-3-я до 50 – 70 км/ч
-4-я от 60 км/ч
-5-я от 90 км/ч
У каждого автомобиля есть своя инструкция по технической эксплуатации, где  должны  быть рекомендации по выбору режима скорости для каждой передачи.
Вам нужно будет только подобрать и включать нужную передачу в нужное время в зависимости от дорожных условий и скорости движения.

Читайте также:

Двигатель внутреннего сгорания

Трогание с места на механике

Уроки вождения

Вождение по городу